Форум » Познавательное в мире наук и религий. » Неотвратимость человеческого счастья. Продолжение 2. » Ответить

Неотвратимость человеческого счастья. Продолжение 2.

СИНГ: Неотвратимость человеческого счастья. продолжение 2. 2. В послепервобытной истории бог выделен и противопоставлен человеку в собственной определенности – это особенное состояние сознания. 3. В после-послепервобытном историческом состоянии бог возвращается к единству с человеком в богочеловеке Христе. Необходимое всеобщее завершение религиозного процесса возвратом бога к единству с человеком проявляется и в других религиях, как это представлено в завершении пантеистического религиозного процесса буддизмом. Иудаизм и ислам также устремлены к переходу от своего особенного состояния – противопоставления бога человеку к всеобщности, в которой бог возвращается к единству с человеком. В частности, особенность иудаизма бесконечно-количественно определяется на уровне всеобщности ессеями, которые завершают процесс иудаизма, бесконечно очищаясь в себе от «грязи мира». Современное состояние ессеев представлено в кибуцах. «Философская концепция человека должна ответить на вопрос о базовых ценностях человеческого поведения и дать им обоснование. Эта проблема может быть также сформулирована как вопрос о смысле человеческой жизни». (В.Чешев) Материальная зависимость человека осваивается и на научном уровне, как это представлено Платоном, отрицавшим частную собственность, и многими другими мудрецами вплоть до практического осуществления этой необходимости в коммунизме СССР. «Платон так и не смог найти правителя в Греции, который попытался бы воплотить его идеалы. Советская Россия стала первой и единственной инкарнацией его проектов» (В.Россман) Можно сделать вывод о том, что общая направленность всех многовариантных общественных движений имеет одно общее завершение и одну общую цель – это богочеловек, а в будущем человекобог и даже бог как освоивший и снявший в себе всю реальность. Человеческое качество и качество мироздания – одно и то же. Это осознавали уже в древней Индии, отождествляя брахмана и атмана в Упанишадах. «Брахман понимается как покоящаяся в себе первопричина всякого бытия, как все пронизывающая собой сущность мира. Атман означает самость (душу) индивидуального существа, наделенного своей собственной сущностью. Таким образом, атман отделяет себя от того, что в человеке есть внешнего и несобственного. Глубочайшее знание, к которому должен прийти человек, гласит, что атман и брахман по сути своей есть одно. Существует лишь единое, во всем присутствующее мировое начало, в которое душа вплетена как и все сущее. Значит в глубинах собственной души человек способен постичь неизменную глубину бытия. «Поистине брахман есть весь этот мир… Мир есть мой атман в глубине моего сердца» (46) Абсолютное качество мироздания (Вечность существования) контролирует весь свой процесс, в том числе, конечно и процесс человеческого качества. Поэтому представление марксизма о том, что человек создает себя сам, начиная со своего функционального труда, а также утверждения М. Шелера и др. не учитывают влияния общей направленности развития мироздания, как будто этого влияния вообще нет. «Философская мысль направлена на объяснение и обоснование высших мотиваций. До сегодняшнего дня слабой стороной этих объяснений остается их неспособность связать эволюционный процесс с появлением высших мотиваций человека. Одним из препятствий решению такой задачи является сформировавшееся в западной философии представление о человеке как самодостаточном индивидууме, который и становится объектом ее анализа. Только человек – поскольку он личность – может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего сознания все, в том числе и себя самого» [Шелер 1988, 60]. «Шелер дает во многом верную характеристику человека как существа, поднявшегося над природным миром». (В. Чешев) Первобытные временные искусства На самом деле человек полностью зависим от коллективного сознания Вечности существования во всяком случае на первобытной стадии развития, зависим настолько, что даже и сейчас, через многие десятки тысяч лет, первобытный процесс не осознается нашим разумом. Так индивидуальный разум не видит, что преобразование животного тела в человеческое происходит в первобытных временных искусствах с использованием методологии развития самого процесса мироздания. В количественном освоении реальности (музыка) перерабатывается голос из животного в человеческий. В оформлении реальности (танец) определяется форма тела. В снятии реальности как материальности вообще моделируется переход от материальной реальности к знаковой реальности (словесное искусство). Здесь единичный голос музыки определился на уровне всеобщности как звук. За миллионы лет развития первобытных временных искусств тело животного переделывается в человеческое тело и снимается в знаковой реальности языка, претендуя на полное-количественное освобождение сознания от реальности и на завершение процесса человеческого качества. Сознание являет свой идеальный смысл в исихазме Рассмотренный выше животный процесс развития качества-любви представляет среднюю-особенную часть целого биологического процесса: растения-животные-человек. Полученное человеческое качество – идеальность сознания есть всеобщность по отношению к растительной непосредственности. То, что на человеческом уровне явлено как разум, в растениях еще только есть закономерности формообразования (геометрические, цветовые, запахи и др.), проявляющиеся как любовь к красивому. В этом эстетическом растительном предопределении животной этической формы создается знаковая реальность, в которую преобразовывается реальность материальная. В растениях качество любви еще неотделимо от реальности в структуре закономерностей формообразования. Это же состояние, но уже на уровне всеобщности повторяется в человеческом качестве согласно закону отрицания отрицания. Эмоциональное человеческое качество – всеобщая любовь неотделимо от своего реального количественного знакового средства – разума в структуре закономерностей формообразования, как они представлены в первобытном историческом состоянии, определяемом искусством. Но и в науке, и материальном производстве контроль абсолютного качества мироздания за своим процессом проявляется, прежде всего, в их априорных структурах, до сих пор не постигаемых человеческим разумом и поэтому неосознанно разрушаемым. Человеческая деятельность есть диалектический процесс, в котором абсолютное – идеальное качество-сознание осваивает проявившееся в нем реальное количество 1. В первой – первобытной части процесса сознание сохраняет единство с реальностью и осваивает ее интуитивно, используя для этого искусство. 2. Во второй послепервобытной части сознание выделено из материальности в собственной теоретической знаковой форме объективности, представленной разумом. Это точное познание - наука. 3. В третьей после-послепервобытной части сознание возвращается к единству с реальностью в материальном производстве, бесконечно-количественно снимая в себе реальность, возвращаясь к своему исходному абсолютному качеству и определяя его непосредственность на уровне всеобщности. Итак, первобытное искусство оказывается тем первичным средством, с помощью которого сознание осваивает в себе проявившееся реальное количество. В марксизме признается, что «и исторически, и в ходе индивидуального развития чувственное познание служит исходным пунктом, первой ступенью познавательной деятельности» (25.С.256). Единство качества с количеством представлено в своей начальной и заключительной непосредственности закономерностями, в структуре которых качественная идеальность и количественная реальность не существуют в раздельности из-за своей предельной чистоты-неопосредствованности. Сознание в первобытном состоянии начинает с освоения временных закономерностей в музыке, а заканчивает пространственными закономерностями в искусстве красивого (мегалитическая архитектура). Переход от начала к концу представлен состоянием опосредствования качества с количеством. Оба вида искусства: временное и пространственное таким образом соединены в едином процессе освоения материальности как количества вообще в качестве сознания. Первобытное историческое состояние человечества претендует на всеобщую завершенность человеческого качества полным-количественным снятием в сознании реальности. Но качественный скачок прерывает процесс искусства, определяя переход к особенному состоянию – науке, в которой сознание выделено из материальной реальности и противопоставлено ей в собственной теоретической форме объективности. Таков переход от первобытного состояния к послепервобытному состоянию человечества. «Процесс познания от чувственного к рациональному и к материальной практике проявляется уже в самом начале человеческой деятельности. Чувственное познание представляется как психическое. Эволюционным основанием, сделавшим возможным культурное программирование поведения, явилось развитие психики высших животных. Среди советских исследователей на эту сторону дела обращал внимание Б.Ф. Поршнев: «Что из того, если какое-то животное не только "изготовляет орудия", но "изготовляет орудия для изготовления орудий"? Мы не перешагнем на самом деле никакой грани, если мысленно будем возводить то же самое в какую угодно степень. <...> Весь этот технический подход к проблеме начала человеческой истории на самом деле подразумевает психологическую сторону». (23)(24)(В.Чешев) Более всего этой психологической необходимости начала удовлетворяет искусство с его эмоциональностью и особенно музыка, которая являет душевные порывы непосредственно. «философская антропология не может удовлетвориться представлением о рационально организованной целесообразной деятельности. … Жизнь есть более фундаментальная категория, и предметная деятельность является ее средством. Жизненные смыслы, хранимые в культуре, стали более высоким этажом регуляции поведения, замещая или ставя под контроль биогенетические поведенческие программы. С ними связана высшая психическая жизнь человека, называемая также его духовностью или духовной жизнью. Поиск оснований смыслов такого рода и способов укоренения их в психике индивида составляет наиболее важную задачу философской антропологии, решение которой объясняет появление «пространства свободы» личности, в котором совершается самоутверждение и самореализация человека как высшего существа». (24)(В.Чешев) Мелодия реализуется голосом. Исходная неструктурированность - субстанциальность реальности передана непрерывностью мелодического звучания. Так Вечность абсолютного качества существования мироздания в искусстве осваивает количественную реальность, разделяющую начало и конец и превращающую абсолютное качество мироздания в процесс. В этом процессе качество стремится вернуться к своему исходному состоянию через освоение проявившегося в нем количества, которое есть результат качественной единичности-случайности. Качество мелодии контролирует весь музыкальный процесс: «мелодия заключает в себе бесконечную определимость и возможность непрерывного звукового развития, она должна всегда выступать перед нами как некоторое замкнутое в себе целое. Правда, это целое содержит в себе многообразие и имеет определенное развитие, но в качестве целостности оно должно быть завершенным внутри себя и потому нуждается в известном начале и конце, так что середина лишь опосредствует их» (12.С.317). Первобытные временные искусства моделируют процесс мироздания, в котором качество мироздания осваивает проявившееся в нем количество. Процесс первобытных временных искусств соответствует процессу фундаментальных наук. (28) (Статья: В.Крючков. «Первобытные временные искусства») 1. В первой части – музыке качество сохраняет единство со своим количеством – это непосредственное бытие, представленное в науке математикой. 2. Во второй части – танце качество противопоставлено количеству – это особенное бытие, определяемое в науке как неорганическое бытие. 3. В третьей части – словесном искусстве качество возвращается к единству с количеством и снимает его в себе – это всеобщее бытие, в науке определено как органическое бытие. Трехчастный процесс первобытных временных искусств и мироздания соответствует системе трех основных законов диалектики. Качество музыки моделирует качество вечности и времени в мелодии. Количеством при этом оказывается субстанциальность непрерывного звучания голоса. Голос – непосредственное реальное средство перехода от животного к человеку. «Голос есть высокая привилегия животного» и человека…. через «проявление ощущения и самоощущения» голосом субъективность являет свой качественный смысл, моделируя при этом «чистый процесс времени» и близость к мышлению (10)(С.464-465). Всеобщая любовь в начале процесса искусства представлена как прекрасное и есть снятость разума в эмоциональности. В этом, наиболее общем, ощущении - прекрасном конкретизирована первичная качественная мажорность мироздания, осознаваемая как переход от несуществования к существованию. Если принять во внимание, что «слово «музыка» обозначало всю совокупность временных искусств» (мусические искусства) (15)(С.221), то становится ясно, что все качественные проблемы стремятся к своему разрешению в самом начале, но преодолевают свою количественную необходимость лишь в конце процесса, обретая там свою предельную конкретность-завершенность. Так ясно, что прекрасное в музыке и прекрасное в поэзии отличаются уровнем конкретности, хотя наверняка эмоциональность мелодии сильнее, ибо по Гегелю «свободным звучанием души в сфере музыки является только мелодия» (12)(С.314). «Если мы в общем уже деятельность в сфере прекрасного можем рассматривать как освобождение души…, то музыка доводит эту свободу до последнего предела» (12)(С.283). По Гегелю же, «Поэтическое произведение искусства не преследует никакой иной цели, кроме порождения прекрасного и наслаждения им» (12)(С.375). Классификация искусства у Гегеля отражает состояние искусства в послепервобытной истории человечества. Здесь искусство уже не первый и единственный источник познания, оно оказывается бесконечно реализующимся основанием науки. Это представлено первенством архитектуры, определяемой точным познанием. Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» так определяет начальное человеческое состояние – «детство человеческого рода»: «Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней мере частью, на деревьях; только этим и можно объяснить их существование среди крупных хищных зверей. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи» (2). Возникшее человеческое абсолютное качество – идеальное сознание в своем начале не имеет реального количества и есть завершенное в себе единство начала и конца. На некоторой удаленности в нем проявляется количество вследствие единичности-случайности качественного скачка, прервавшего прошлое количественное животное развитие. Энгельс приближается к такой начальной единичности-случайности возникновения человека, выделяя «необычайно развитую породу человекообразных обезьян». Если представить эту выделенную породу в развитии, то она должна была начаться с одного, особо природно-одаренного индивида, в котором вдруг возникло сознание, а затем это качество-сознание уже проявилось количественно, распространившись на определенную группу индивидов благодаря необходимому коммуникационному средству, вначале менее эффективному и менее однозначному, чем понятие-слово. Таким средством явился голос- мелодия. Владислав Крючков Продолжение 2 следует

Ответов - 0



полная версия страницы