Форум » Работаем, отдыхая и отдыхаем, работая. » Символика в народном творчестве. » Ответить

Символика в народном творчестве.

12: Символика в народном творчестве. Тема славянского орнамента "тонет" для нас в разнообразии проявлений, т.к. мы впитываем его с детства, с ним сосуществуем. Живая народная традиция, очередное возвращение к которой, к счастью, сейчас происходит, сохранила всю богатейшую символику и законы славянского орнамента. В отличии от канона, народная традиция помнит начала, интерпретирует их. В орнаменте не разрушается символическая основа-связь между знаками, цветом, ритмом, законами построения самого орнаментального знака. Развитие славянского орнамента шло теми же путями, что и у других народов. Это развитие сходно в осознании окружающего мира и мироздания в целом. Но сами образы орнаментальных декоров слагаются, прежде всего, из взаимоотношений с окружающим миром, природой- колыбелью, в которой народ вырос. Знаки, существующие изначально, как-бы интерпретируются в процессе осознания не только сущностных процессов, но и живого присутствия изначального в мире. В современном мире орнамент - узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на свитере - просто ромбы, а круги - просто круги. Но были времена, когда люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах. В традиционной славянской вышивке важное символическое значение имеет цвет. Красный цвет в народной культуре всегда имел особое значение. Этот цвет жизни, солнца, плодородия и здоровья. Красный - "низкий" цвет, результат воздействия абсолютного источника света на землю. Красный - наиболее подходящий к цвету жизни, ее беспрерывному движению, развитию и воспроизведению, он - один из важнейших оберегов в ряду других цветов в славянском орнаменте. Само слово "красное" означает еще и "красивое", "прекрасное": красна девица, красно солнышко, весна – красна. В старину не найти было ни одного дома на Руси, в Украине, в Белоруссии без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы).» Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. У белорусов есть выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж. Вышивая крестик за крестиком, работу наполняли оберегающей силой. Сам крест, как его не изобрази - это оберег. Да и расшивали раньше не случайно определённые детали одежды - горлышко, оплечники, низ, обязательно подпоясывались вышитым поясом, и мужчины, и женщины. Вышивание называли ещё волхованием домашним, ведь все изображаемые символы вбирали молитву. Почему и нужно правильно выполнить крест. Первый стежок, слева направо - это женская сторона, а мужская сторона должна обязательно закрывать женскую, справа налево. В этом символ единения, крепости семейной. И крест сзади не перечёркнут, как это получается, когда делаешь протяжки на изнанке, - теряется заложенная сила. Это Макош - покровительница рукоделий, домашнего очага, а это птицы счастья. Ромбы - знак плодородия. Интересно, что в старину понимали значение всех этих символов, каждой птички.

Ответов - 3

12:

12:

12: КОВРЫ И КОВРОВЫЕ КАРТИНЫ Многие историки сходятся на том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника был незаменимым предметом интерьера - он защищал от холода и сырости, мог служить входной дверью шатра, или его полом. Первые в истории тканые картины, напоминающие ковры, датируют XVI--XI века до н. э. Их нашли в гробнице Тутмоса IV. На фреске в Бен-Хассане (X век до н. э.) было обнаружено самое старое в истории изображение процесса изготовления ковров. Самый многоцветный ковер соткали уже в XXI столетии три брата в иранском Тебризе. На сравнительно небольшом полотне - метр на полтора - уместился миллион узелков 800 цветовых оттенков. Самый большой ковер в мире - площадью 6000 квадратных метров - был соткан для казино курорта Мар-дель-Плата в Аргентине. Самый дорогой ковер - из Исфахана, ХVI века -- был продан в 1928 году в Лондоне за 111 555 долларов В Коране сказано, что мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Сначала в бесконечности пустой Вселенной возникли семь небес и зажглись светила, а потом под ними прекрасным ковром была расстелена земля, придавленная для прочности горами. Ковер, таким образом, ассоциируется на Востоке с мини-моделью земного рая. Без него немыслим ни один дом, а уровень благосостояния человека определялся количеством и качеством ковров в его жилище. Та семья, которая не могла позволить себе устелить пол собственного дома достойными коврами, выглядела жалко в глазах соседей. Когда в Персию пришел ислам, запрещавший изображение живых творений Аллаха, с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Персидский ковер для посвященного - книга о строении мироздания. Каждому традиционному ковру присущи узнаваемый орнамент и цветовая гамма. Палитру иранских ковров определяют теплые, но насыщенные цвета Востока: закатный багрянец солнца, цвета глубокого неба, бескрайней пустыни, прозрачных родников? Цвет настоящих персидских ковров с каждым годом лишь обретает новую глубину и яркость, в этом секрет их удивительного долголетия. Геометрический орнамент "персов" близок к устоявшемуся в России представлению о "настоящем" ковре. Возможно, поэтому они так популярны в нашей стране. Мастер никогда не повторяет узор дважды, хотя общие элементы узора сохраняются, и по ним можно судить, в какой местности сделан ковер. Магазин восточных ковров в Азербайджане




полная версия страницы